Мое интервью для Zillion.net: «Традиционная система образования перестроится или обрушится»

24 мая, 2013

Дал интервью проекту Zillion.net. Говорили об истории «Нетологии», нашей сегодняшней концепции, будущем образования в России и мире.

отдельно спасибо коллегам за мой портрет:

***

Как бренд «Нетология» имеет двухлетнюю историю. Первый год своего существования мы много экспериментировали с различными методами образования, некоторые из них были весьма удачны, некоторые совсем слабы. Мы собирали информацию и к январю 2013 года имели очень четкое представление о том, что нужно в области подготовки интернет-специалистов, а что — нет. В конечном счете отошли от краткосрочных образовательных продуктов, сосредоточив свои усилия на создании полноценных курсов по обучению специальностям. И после смены концепции мы считаем себя стартапом, существующим три месяца.

Безусловно, пока еще идет тестирование новой модели, но уже в первый месяц «Нетология» смогла вырваться из затяжного балансирования на грани операционной безубыточности, и кривая выручки поползла вверх.

Сменив концепцию и начав развивать проект как онлайн курсы по комплексному обучению интернет-профессиям силами практиков, мы приобрели три важных отличия, и каждый наш курс включает: главное по теории профессии, активную практику и отработку прикладных навыков после каждого занятия, индивидуальную работу со студентом, персональные рекомендации по личностному развитию или развитию проекта.

Увидев проблемы потребителей, мы предложили решение. В интернет-сфере явно чувствуется нехватка квалифицированных кадров. Компании хотят заполучить готового специалиста, у них нет времени на обучение. Сами специалисты также хотят выйти на уровень профи в кратчайшие сроки. Именно эту задачу мы и решаем сейчас... Наши программы готовят специалистов, пусть начального уровня, но это люди, которые после окончания курса реально способны начинать самостоятельную работу.

Можно сказать, что мы готовим хороших, крепких специалистов junior-уровня. Всего мы обучили около четырех тысяч студентов, конкретно после смены концепции — несколько сотен.

line01
Надотраслевой проект со своей уникальной методикой
line02

«Нетология» сегодня — это динамично развивающийся проект, в котором доминируют два направления:

  • создание образовательных курсов по экспресс-обучению интернет-профессиям. Мы разрабатываем и реализуем программы, занимаемся их развитием, методологической проработкой и выпускаем студентов с защищенными дипломами по нашим курсам. На данный момент существует пять программ, в основном гуманитарного характера: менеджер интернет-проекта, интернет-маркетолог, SMM-менеджер, менеджер по контекстной рекламе и руководитель интернет-магазина.
  • разработка онлайн инструментария для обучения. Мы создали первую версию собственной системы LMS — образовательную платформу для дистанционного обучения, целиком подстроенную под наши задачи.

Сейчас мы смело заявляем, что предоставляем уникальную методику экспресс-подготовки специалистов в интернет-сфере. Наши студенты проходят через цепочку занятий, каждое из которых состоит из лекции в формате вебинара, подборки дополнительных материалов для самостоятельного изучения и практической работы. В каждом курсе 10−18 занятий. На вебинаре студенты могут задавать свои вопросы специалисту, отвечающему за данный сегмент, а после занятия получают практическое задание. Затем преподаватель проверяет сделанную работу в рамках нашей LMS и дает каждому студенту обратную связь, обеспечивая тем самым индивидуальный подход как к студенту, так и к его проекту (если таковой есть).

Занятие — это звено, формирующее цепочку программы, которая завершается финальным тестированием и защитой дипломного проекта.

Как написать продающий текст? Занятие от Екатерины Ерошиной

line01
«Постоянная эволюция программы курса согласно меняющимся требованиям времени, появлению новых технологий, приемов, инструментов»line02

Мы постоянно изучаем спрос, общаемся с работодателями, готовим новые программы.

После того как принято решение о введении новой программы, для курса назначается куратор. Куратор — это и предприниматель с четкими полномочиями в рамках компании, и методист, который хорошо знает предмет. Поэтому именно он вместе с образовательным отделом, а конкретно с директором по образовательным программам, и разрабатывает программу. Естественно, советуясь с теми преподавателями, которые предположительно будут задействованы в курсе. Именно куратор контактирует с преподавателями и проводит отбор. На каждую тему (занятие) по курсу подбирается отдельный преподаватель.  Мы привлекаем десятки практиков, лидеров в своей теме, из разных компаний.

Курсы повторяются с периодичностью раз в два месяца, поэтому педагогу не приходится читать одну и ту же лекцию слишком часто. Плюс ко всему динамика развития отрасли весьма велика, а большинство наших преподавателей — люди, которые сами любят учиться. И в рамках своей темы они обязательно находят такие изменения, происходящие в отрасли, о которых им самим интересно рассказывать.  Таким образом обеспечивается и постоянная эволюция программы курса согласно меняющимся требованиям времени, появлению новых технологий, приемов, инструментов.

line01
«Мы сделали за пользователя селекцию, отобрали нужную информацию, расставили ее в правильном порядке и подобрали людей, которые на практике занимаются данной темой»

line02

Не всегда люди доверяют дистанционному образованию, предпочитая посещать различные мастер-классы. Практика показывает, что это не совсем целесообразно. На мастер-классы можно ходить бесконечно, каждый по отдельности будет полезен, но они не дадут комплексного представления. Наша сила в том, что мы сделали за пользователя селекцию, отобрали нужную информацию, расставили ее в правильном порядке и подобрали людей, которые на практике занимаются данной темой. Мы даем те знания, которые нужны — отфильтрованные, снабженные комментариями и прикладной практической работой.

Мы стараемся развивать доверие к собственному бренду, главным образом постоянно повышая качество и эффективность наших программ. Мы — это те, кто позволяет значительно сэкономить время и не ошибиться в выборе нужного направления. Например, вокруг интернет-маркетинга и SMM ходит очень много случайных людей, некие одиозные псевдогуру, заявляющие о том, что они всему научат. Их последователи ловят каждое слово своего «наставника» и тратят месяцы, годы и десятки тысяч рублей на то, чтобы получить псевдознания. Это опасно. Позиция человека, который не владеет предметом, беспомощна. Он не способен отличить грамотные предложения по обучению от неграмотных. В этом смысле наши курсы — это колоссальная экономия времени и усилий на пути к желаемому результату.

line01
Онлайн обучение: сегодня и завтра
line02

Вся сфера онлайн образования сегодня ­­- один большой стартап, некое экспериментальное состояние. Интернет — это инновационная среда, взорвавшая мир: информационная и коммуникационная. И то и другое способствует появлению онлайн образования, но существующие парадигмы традиционной формы обучения содержат элементы, которые сложно перевести в онлайн формат. И здесь начинается поиск инструментов, которые могли бы их сымитировать.

В образовании критическое значение имеет не только контент, практические задания и взаимодействие со знающими специалистами, но и «кнут» — дисциплина, осознание того, что за тобой присматривают. В онлайне, особенно в асинхронном образовании, людям очень сложно организовывать себя самостоятельно. Поэтому сегодняшнее образование вообще, и онлайн образование в частности, находится в неустойчивом положении. Традиционная система образования, формировавшаяся веками, — это тот колосс, который в наши дни рискует перестроиться или обрушиться, после чего воскреснуть полностью изменившимся. Может статься и так, что эволюционный отбор будет попросту лишать возможности получить качественное образование тех, кто не умеет дисциплинировать себя самостоятельно.

Относительно будущего онлайн образования мой прогноз таков: сам образовательный контент будет постепенно двигаться к бесплатности, а вот за тестирование и получение сертификата известного образовательного бренда, а также за саму организацию процесса —  за «кнут» — люди будут платить.

Сегодня мы глубоко погружены в задачи отрасли, в проблемы сферы образования. Обучая и направляя интернет-специалистов, мы влияем на всю онлайн отрасль, делаем ее более профессиональной и цивилизованной, а значит — приносим пользу всему Рунету.

Онлайн образование будет резко расти по качеству и охвату, и мы намерены быть одними из тех, кто находится в авангарде этого мирового процесса, разрабатывая методики, способы и эффективные инструменты для обучения людей в новой парадигме и новом времени.

Теги заметки: Интервью, семинары, выступления

  • Nikita Lyalin

    Годно.

    Вот только нельзя взять и выбросить старую схему образования на помойку истории, скорее будет как сказано в том выпуске Рунетологии про печатные (бумажные) издания. Это будет плавный и цивилизованный процесс с раскачкой всего и вся, который вполне сможет вылиться в success story.

    Другое дело, что меня смущает "селективность" курсов (говорю не с точки зрения студента, а просто философствую). Недавно прочитал историю успеха бразильской Semco - http://www.e-xecutive.ru/kn..., там частично затронут вопрос образования. Их пример со школой выглядит как хороший отклик на эксперименты Форда с его школами для мальчиков. Особенно забавно, что и Форд и Семлер упоминают драки в школах, но это так, оффтоп.

    Продолжая философствовать, я бы сказал, что курс должен быть направлен не на специализацию, а на формирование того, что принято сейчас называть компетенциями. Некий конструктор в рамках образовательных блоков, который бы позволял готовить специалиста, исходя из его предпочтений тоже.

    Ещё понравилась метафора про обучение в онлайне как стартап. Хотя в последнее время уже тошнит от этого слова.

  • Будем искать методики и инструменты. Спасибо за соображения.

blog comments powered by Disqus