О топ-блогерах Рунета и их блогах: 10 портретов

29 марта, 2011

Роль блогов и микроблогов в Рунете растет. Увеличивается их количество и авторитетность наиболее заметных авторов. Сегодня читаемый блог — это СМИ, интересующее рекламодателей; инструмент влияния, позволяющий автору воздействовать на свою аудиторию или оппонентов; эффективный способ самопрезентации себя, как специалиста, общественного деятеля и т.д.

Авторы читаемых блогов — это лидеры мнений, на которых с уважением и восторгом смотрят их поклонники, с завистью — конкуренты и с опаской — политики или коммерческие структуры, о чьих просчетах они могут написать.

В этой статье я замахнусь на святое и попробую разложить топ-блогеров российской блогосферы по категориям и типам. Но сделаю это не с точки зрения платформ для ведения блога (Livejournal, Liveinternet, standalone и т. п.), а с точки зрения творческого продукта — выбранной магистральной темы блога и производимого контента.

Для проведения этого мини-исследования я рассмотрел топ-300 рейтинга Яндекса по блогам по состоянию на конец марта 2011 года.

В ответ на эту статью могут поступить отзывы о том, что рейтинг Яндекса по блогам «уже не тот». Заранее отвечу, что даже если точность ранжирования действительно может вызывать вопросы, все равно ничего такого, что можно было бы поставить рядом с Яндекс.Блогами, в Рунете просто нет. И для данного исследования имеющейся точности рейтинга более чем достаточно.

Итак, кто они — топ-блогеры Рунета?

1. Агрегаторы контента

Первый и, наверное, самый популярный тип. То, что у блогера-непрофессионала выглядит бессмысленной свалкой всякой всячины, у топ-блогеров приобретает неожиданную упорядоченность. Эти «человеки-оркестры» умудряются ежедневно находить то, что вызывает интерес у их читателей.

Темы: от политики и горячих новостей до знаменитостей и секса. Текст, фотографии, видео — все, что с точки зрения автора актуально сейчас, может вызвать резонанс и цитирование. В первой десятке рейтинга Яндекса по блогам «агрегаторы» сегодня занимают сразу несколько позиций:

teh_nomad — http://teh-nomad.livejournal.com
ibigdan — http://ibigdan.livejournal.com
БЛОГбастер — http://www.blogbaster.org

2. Блогожурналы

Этот тип блогов тяготеет к классическим журналам. От «агрегаторов» их отличает невсеядность и четкая специализация на той или иной теме.

Несмотря на то, что такие проекты, как правило, поддерживают непрофессиональные журналисты, есть мнение, что к их приемам работы с аудиторией и контентом стоит присмотреться изданиям из «большой журналистики». Обратите внимание, скажем, на:

Lifehacker.ru — http://lifehacker.ru
Интернет-журнал ETODAY — http://www.etoday.ru
Droider.ru — http://droider.ru

Кстати, нередки случаи успешной продажи таких тематических блогов большим издательствам. Так, Nomobile.ru Николая Турубара был продан в свое время издательству «Семь Дней» и развивается сейчас на инвестиционные деньги. А пару лет назад я сам участвовал в проведении сделки по продаже блога «Интернетные штучки» одной московской компании.

С точки зрения бизнеса такая форма блога, пожалуй, наиболее ликвидна (обратима в живые деньги). А серьезные блоги подобного рода постепенно становятся полноценными СМИ. На Западе это уже так — вспомнить хотя бы TechCrunch или Mashable.

3. Фотоблогеры

Этот тип имеет немало пересечений с двумя предыдущими и весьма распространен. Фотоблоги можно условно поделить на два подтипа: личные блоги фотографов и то, что я назвал «фотокомиксы».

3.1. Фотокомиксы

По сути похожи на «аргегаторов», но специализируются на фотографиях, иллюстрирующих какие-либо события или места. Также тяготеют к глянцевому печатному журналу, который прежде всего разглядывают, а не читают. Примеры «фотокомиксов»:

НОВОСТИ В ФОТОГРАФИЯХ — http://bigpicture.ru (на сегодня 1-е место в Рунете)
Daypic.ru — http://daypic.ru

Между «блогожурналами» и «фотокомиксами», в некоторых их проявлениях, проходит очень тонкая и не в каждом случае различимая грань.

3.2. Личные блоги фотографов

Лучшие из них представляют собой по-настоящему прекрасные примеры авторской художественной фотографии и репортажной фотожурналистики:

Илья Варламов — http://zyalt.livejournal.com
Сергей Доля — http://sergeydolya.livejournal.com
Сергей Мухамедов — http://ottenki-serogo.livejournal.com

При этом, как понимаете, личный блог фотографа вполне может быть и «фотокомиксом» — просто он будет авторским.

4. Политики, общественные деятели

Недавно я писал о том, что постепенно для чиновников крупного бизнеса и политики отношение блогосферы к ним самим и к предпринимаемым ими действиям становится очень важным (если вы не читали мою заметку об этом, прочтите ее обязательно). А мнения популярных блогеров, имеющих репутацию своего рода «рупора общественности», всё больше становятся определяющими для блогосферы в целом.

Абсолютной классикой жанра здесь, конечно, является Алексей Навальный. Яркость его взлета и степень сегодняшнего влияния наводят на мысли о том, что из собранных им с легкостью пяти миллионов рублей общественных пожертвований, часть стоит потратить на его личную охрану. Я с большим уважением отношусь к его храбрости и искренне опасаюсь за его безопасность. Слишком много в бизнесе и политике безмозглых подонков. Слишком серьезные деньги и интересы завязаны в вскрываемых им аферах.

Кроме Навального типичными представителями «общественно-политического крыла» блогеров можно назвать:

Евгения Ройзмана — http://roizman.livejournal.com
Илью Яшина — http://yashin.livejournal.com
Твиттер Дмитрия Медведева http://twitter.com/MedvedevRussia

С некоторой натяжкой (но в обязательном порядке) в этой подборке упомяну еще один твиттер-аккаунт — пародийный микроблог «Пeрзидент Роисси».

5. Литераторы и публицисты

С предыдущей категорией иногда пересекаются многие представители типа, который я назвал «литераторы и публицисты». Эти люди мастерски владеют словом и нередко являются профессиональными писателями или журналистами:

Леонид Каганов — http://lleo.aha.ru/dnevnik
Алекс Экслер — http://exler.livejournal.com
Борис Акунин — http://borisakunin.livejournal.com
Антон Носик — http://dolboeb.livejournal.com

При этом Антон Борисович Носик, например, по многим признакам может быть отнесен и «общественным деятелям», о которых писалось выше, и к «селебрити» или «интернетчикам», о которых ниже.

6. Селебрити

Далеко не всем знаменитостям удается создать популярный блог. В интернете им приходится почти на равных конкурировать с людьми, не имеющими звучного имени, однако способными создавать интересный контент, транслировать своеобычную авторскую позицию. Иными словами, хоть известность и помогает набирать читателей, но упомянутые выше интересный контент и авторская позиция для знаменитости необходимы так же, как и для простого смертного.

Примеры селебрити-блогов:

Блог Тины Канделаки http://tikandelaki.livejournal.com
Блог Анастасии Волочковой http://volochkova-a.livejournal.com
Блог Владимира Соловьева — http://blogs.mail.ru/mail/vrs63/

У меня есть предположение, что самым известным блогером такого типа можно назвать Артемия Лебедева с его ЖЖ http://tema.livejournal.com, но не буду этого делать из опасения быть посланным на х*й.

7. Интернетчики

Блогеры этого типа — специалисты от интернета, которые пишут о своем опыте, предлагают советы, делятся мыслями по поводу отраслевых новостей.

Примеры:

Блог Сергея Петренко — http://www.searchengines.ru/blog/
Блог Михаила Шакина — http://shakin.ru
Блог Петра Диденко — http://www.kip.ru

К слову, мой блог — Spiridonov.ru — тоже по всем признакам является выраженным представителем «интернетных блогов».

Наверное, сюда же можно отнести и http://plushev.com Александра Плющева. Хотя это спорно (Саша, я бы отнес тебя к «селебрити»!).

8. Рукодельницы

Для меня это очень забавная категория. Если бы не занялся этим исследованием, никогда бы не узнал о том, что подобных блогов может быть так много, и что их популярность может быть так велика. В первых сотнях рейтинга их несколько десятков (!!!).

Признаки этого типа блогов:

1. Контент на прикладные «женские» темы: кулинария, рецепты, шитье, гадания, советы как приворожить любимого;
2. Хостинг на Liveinternet.ru (в 99 % случаев);
3. Невероятная красота — аршинные заголовки, множество ярких и пестрых шрифтов в разных типах и начертаниях, романтичные обои, масса моргающей анимации, стразики...

Примеры:

галина5819 — http://www.liveinternet.ru/users/3803925/ (16-е место в абсолютном рейтинге всего Рунета!);
Arnusha — http://arnusha.ru (19-е место!);
Оленька_Коваленко — http://www.lady-of-rain.ru (25-е место!).

Примеров может быть море, полистайте рейтинг.

А вы говорите «контент, редакционная политика, аудитория»... Некоторые из этих девушек (при полнейшем к ним уважении), вполне вероятно, таких слов никогда и не слышали.

9. Корпоративные блоги

Здесь все понятно — это блоги крупных компаний. Их немного среди лучших. В числе лидеров корпоративно-неформального общения предсказуемые:

Российский Google — http://googlerussiablog.blogspot.com
Яндекс — http://clubs.ya.ru/company/

10. «Талантливые сеошники»

Заметьте, я не использовал слово «спамеры». В первой сотне Яндекса систематически возникают и исчезают блоги с вполне заурядным содержанием и малой интенсивностью комментирования и обновления. То есть те, кто, по идее, появляться в топе не должен.

Не всегда, но очень часто, это результат спамерских или около спамерских действий владельцев таких блогов. Если не этим, то только чудом можно объяснить, например, нахождение блога http://sviridenkov.com некого Максима Свириденкова на 22-м месте русской блогосферы. Такие примеры появляются часто и так же часто выпадают из топа в силу искусственности своего появления там.

***

Пожалуй, всё. Заканчиваю раскладывать гармонию российской блогосферы алгеброй беспристрастного анализа.

Еще раз повторю, что некоторые блоги, приведенные в качестве примера, могут иметь признаки не одного, а нескольких типов. А само деление на типы хоть и претендует на объективность, но все-таки является моим личным мнением, а не заключением «Палаты мер и весов». Если считаете, что какой-то из типов был несправедливо пропущен, пишите в комментариях — обсудим.

Теги заметки: Статьи, заметки

  • Ольга Olunka

    Очень порадовала статейка. А Тему Лебедева я бы к селебрити не отнесла,  у него и веб-дизайн, и фото из поездок. больше наверное к миксам

  • Ольга Olunka

    Очень порадовала статейка. А Тему Лебедева я бы к селебрити не отнесла,  у него и веб-дизайн, и фото из поездок. больше наверное к миксам

  • BUTAMUHbI4

    Максим, а как же, к примеру, рукоделы (рукодельницы мужского рода)? Т.е. те, кто, например, что-то ремонтирует или делает самостоятельно. Проще, говоря, мужчины-умельцы. Неужели таковые блоги вы не берёте во внимание?
    ПостСкрип: либо можно разбить пункт 8 на 8.1 и 8.2, либо сделать отдельный. М?
    Спасибо.

  • http://www.facebook.com/naivdok Nataly Chill

    А как же этот сайт http://creativing.net ?

  • Хорошо Отлично

    Шли бы лучше на заводы работать