Заходите на мой личный YouTube-канал «Заметки предпринимателя». Там вы найдёте практические заметки предпринимателя об управлении и бизнесе.
Посетить YouTube

О том, как готовится «Рунетология»

19 мая, 2010

Редактор программы “Рунетология” Саша Рай и звукорежиссер Юрий Берингов подготовили рассказ о том, как выглядит процесс создания каждого отдельного выпуска программы. Изначально, по договоренности с коллегами из Lifehacker.ru, мы опубликовали его у них в блоге. А вслед за этим, здесь, у меня. Итак — как готовится «Рунетология»?

***

Пару недель назад аналитической аудиопередаче о веб-бизнесе «Рунетология» исполнился год. В юбилейном выпуске мы пообещали осветить все подробности того, как программа появляется на свет.

Подготовка Рунетологии — это комплексная редакционная работа, которая сопряжена с решением множества задач. По этому критерию Рунетология мало чем отличается от серьезной радиопрограммы. В создании программы каждого выпуска обычно участвуют четыре человека. Это ведущий Максим Спиридонов, который также выполняет функцию шеф-редактора; редактор Александр Рай; звукорежиссер и монтажер Юрий Берингов. Четвертой в этой команде всегда оказывается девушка-диктор, которая начитывает досье гостя и новости. Долгое время эту задачу выполняла Илона Грошева, сейчас новости поочередно читают Любовь Зайцева (которая с недавних пор начала выполнять обязанности помощника редактора) и Софья Арендт.

Обычно подготовка к передаче занимает около 3−4 дней, а на запись и пост-обработку уходит еще 1−2 дня. Получается, что цикл подготовки к одной программе — около недели. Опишем этот процесс конкретнее.


1. Поиск гостей

Каждый выпуск начинается с поиска и приглашения эксперта. На выбор редакции влияет как профессиональная карьера гостя и актуальность тем, которые можно с ним обсудить, так и его спикерские качества.

Редакционный документ в Google Docs «Потенциальные эксперты»

Редакционный документ в Google Docs «Потенциальные эксперты»

Для координации всех моментов, связанных с гостями, у нас есть редакционный документ — таблица в GoogleDocs с недвусмысленным названием «Потенциальная эксперты». Туда заносятся не только все наиболее очевидные и любопытные претенденты на роль эксперта Рунетологии и найденные способы коммуникации с ними, но и вообще все мысли по поводу тем будущих выпусков и гостей, над приглашением которых нужно подумать. Это, пожалуй, важнейший редакционный файл — информация о будущих выпусках программы появляется сначала именно в нем.

Иногда гость и сам выходит на контакт с редакцией. Возможность и целесообразность участия таких кандидатур обычно пристально рассматривается и обсуждается на редакционном уровне.

2. Коммуникация с гостями

Гости планируются примерно на две-три недели вперед. Обычно первоначальная коммуникация проходит на уровне электронной почты, а затем по телефону или Skype.

Правда, когда речь идет о крупных компаниях с развернутой структурой менеджмента, писать куда-либо чаще всего попросту не имеет смысла. Проще сразу звонить и выходить на контакт с пресс-службой. Если и это невозможно, то мы пробуем пригласить эксперта лично, например, в рамках какой-нибудь конференции. Так, несколько предварительных договоренностей было достигнуто на прошедшем в апреле РИФе.

3. Подготовка к выпуску

Это наиболее динамичная фаза подготовки программы. Она включает в себя различные совещания (как с гостем, так и на редакционном уровне), разработку вопросов и тезисов беседы, создание и согласование досье эксперта, а также поиск, отбор и создание текстов наиболее интересных новостей недели.

Окно Системы управления проектами «Ройбер»

Окно Системы управления проектами «Ройбер»

Каким образом выстроена редакционная коммуникация? Рунетология в этом смысле — дитя глобализации: ведущий обычно находится в Германии (но иногда в Москве, Петербурге или, вообще в Сибири — Максим часто в разъездах, что, однако, не мешает выдерживать жесткий график еженедельной записи), редактор — в Москве, звукорежиссер — в Севастополе. Поэтому уместны все способы взаимодействия — начиная от внутренней Системы управления проектами (там создаются задания, ведутся дискуссии по выпуску, публикуются материалы для ведущего, а также все тексты для диктора), заканчивая Skype (с помощью которого проводятся совещания) и электронной почтой.

Еще один немаловажный момент — материалы к программе, которые собирает редактор. Это выступления будущего гостя на радио и ТВ, интервью, различные статьи и заметки, связанные с его бизнесом, информация о конкурентах, всевозможная статистика и аналитика, даже его профили в социальных сетях… На основе этих материалов ведущий и редактор находят наиболее «горячие» темы для обсуждения, ищут области, в направлении которых любопытнее вести диалог. Все это проговаривается в финальном совещании по Skype между ведущим и редактором, во время которого для редакции формируется некий «психологический» портрет будущего эксперта и в общих чертах намечается ход предстоящей беседы. Редакция максимально погружается в проблематику и тенденции той сферы веб-бизнеса, в которой работает гость. Такая скрупулезность позволяет передаче быть интересной именно для специалистов и работников интернет-сферы. Их мы видим своей основной аудиторией.

В течение недели готовится еще один важный редакционный документ — верстка выпуска. В нем — структура, намеченные тезисы для беседы, вопросы слушателей, досье гостя и тексты новостей. Именно этот файл открыт у ведущего непосредственно во время записи.

Заключительный штрих подготовки — инструктаж и установочная беседа с гостем. Обычно это происходит за день-два до записи. Редактор (чаще при непосредственной помощи звукорежиссера) инструктирует гостя по всем техническим моментам (о них чуть ниже), а также знакомит его со структурой программы.

4. О звуке, софте и технических моментах

Изначально редакция программы поставила перед собой задачу получить на выходе максимально качественный звук. А он, как известно, начинается с оборудования для записи. «Оборудование», впрочем, — это громко сказано: на самом деле, для записи больше всего подходит... более-менее качественная гарнитура.

На тот случай, если ничего подобного у гостя нет, у программы есть и редакционная USB-гарнитура Logitech. Иногда редактору проще передать ее лично гостю в руки. Правда, это по понятным причинам касается только гостей-москвичей.

Редакционная гарнитура Logitech Clear Chat PC

Редакционная гарнитура Logitech Clear Chat PC

Что касается ПО. При удаленной записи через Skype не только падает качество звука и увеличивается количество помех, но и теряются столь важные для восприятия тембральные качества голоса. Поэтому гостю приходится записывать свою звуковую дорожку. Иначе на выходе получится неэмоциональная и нединамичная запись уровня телефонного разговора.

За год крайне здорово для записи зарекомендовала себя программа Audacity — легкий, бесплатный и быстрый редактор звука с простейшим интуитивным интерфейсом. Существуют версии для всех популярных платформ, что особенно важно: среди экспертов крайне часто попадаются пользователи Mac, а иногда даже и Linux. Во время технической беседы проводится тестовая запись.

Кстати, для гостя у нас есть и текстовое FAQ с подробным описанием всех технических моментов.

5. Запись

Окно программы Audacity

Окно программы Audacity

Запись производится с помощью Skype в режиме конференции, где кроме ведущего и гостя-эксперта присутствует звукорежиссер, который следит за звуком всех участников беседы, контролирует запись бэкапа и включает файлы с досье гостя и новостями недели. Каждая сторона пишет свою дорожку в упомянутой выше Audacity. Кстати, даже технические сбои в работе программы не очень опасны — разработчики заложили в нее механизмы минимизации потерь. Практически всегда удается достать звук из файлов проекта, а неоценимую помощь в восстановлении дорожки в этой ситуации оказывает Audacity Recovery Utility.

Резервная копия беседы делается программой MP3 Skype Recorder. В среднем запись беседы длится час-полтора, а в финальную версию подкаста попадает все, за исключением технических моментов, не относящихся к беседе. Из самой беседы не вырезается решительным образом ничего.

После окончания записи звукорежиссер отправляет резервную копию редактору программы (для составления шоу-ноутс), а также получает дорожки для монтажа от ведущего и эксперта. Дорожки приходят сжатыми либо в формате mp3 128 kbps, либо в формате ogg с настройками сжатия, которые предлагает Audacity по умолчанию. Этого вполне достаточно для получения качественного звука.

6. Постобработка и монтаж

Итак, гость сохраняет и передает файл со своей звуковой дорожкой звукорежиссеру. Теперь облик программы зависит от него. Он сводит дорожки, приводит их в порядок, накладывает эффекты, добавляет джинглы и заставки.

Окно редактирования Adobe Audition

Окно редактирования Adobe Audition

Рунетология собирается в аудиоредакторе Adobe Audition 3, в котором есть все необходимое для работы: многодорожечный режим, инструменты для реставрации, обработки и мастеринга звука. Это самая длительная часть производства Рунетологии, которая может занимать от 4-х до 6−8 часов, в зависимости от качества дорожки гостя.

Самая распространенная трудность, которая встречается с дорожками экспертов, — это высокий уровень шума. Тут на помощь приходят встроенные в Audution фильтры и эквалайзеры. Звуковые дорожки тщательно чистятся от шума и посторонних звуков. Первым делом — борьба с шумом. Далее используется экспандер из набора эффектов Amplitude and Compression->Dynamics Processing. В общем случае в настройках экспандера Ratio 1:2, Threshold −40dB. Затем компрессия, Ratio от 2 до 5, Threshold определяется по среднему уровню аудио. В некоторых случаях используется Limiter и нормализуется звук. Наконец, добавляются заставки, джинглы, подложки, вставляются файлы с досье и новостями и сводятся дорожки.

7. Публикация

Из присланной гостем фотографии и логотипов компаний, где он работал, создается картинка для оформления программы, а на основе черновика редактор делает шоу-ноутс. Как это в итоге выглядит — вы видите на Podfm.ru в воскресный вечер. А только на следующее утро свежая «Рунетология» появляется на «Хабрахабре» и Facebook, анонсируется в Twitter и в блоге Максима Спиридонова. Все ссылки на опубликованные программы отправляются гостю, а тем временем начинается цикл подготовки нового выпуска программы — выстраивание коммуникации с гостем следующей недели. Как известно, show must go on.

Авторы текста — редактор аналитической программы «Рунетология» Александр Рай и звукорежиссер-монтажер Юрий Берингов

Вы можете послушать Рунетологию на PodFM.ru, подписаться на ее официальный канал в Twitter, а также присоединиться к числу ее поклонников в Facebook.

Теги заметки: «Рунетология»

  • Очень познавательно.Рассказали все тонкости. Спасибо.

  • Занимательный процесс и, конечно же трудоемкий... но не подозревал, что он занимает практически всю неделю)

    Максим, а были такие люди, которые сами "просились в эфир" и в итоге выступили в программе?

  • Были и такие, конечно. Но мы никого не брали, если сами не считали нужным. Корректно уходили от темы.

  • neporada

    Я думал наоборот все НАмного сложнее. Хорошая такая, а главная внятная система работы над подкастом. Тем кому по профилю будет, как учебник.

    У меня тут вопрос на уровне гига. А вот этой редакционной гарнитуры вполне хватает для качественного звука или это просто как альтернатива? Ведь не дашь гостю здоровую, профессиональную. Или именно эта модель золотая середина?

    Просто, на сколько мне память не изменяет, у москвичей реально звук по-лучше, чем например у Костарева из i-Jet, из моего родного Е-бурга?

  • Для гостя эта гарнитура оптимальное решение по соотношению качество/простота использования

  • am8am

    >> Еще один немаловажный момент — материалы к программе, которые собирает редактор. Это выступления будущего гостя на радио и ТВ, интервью, различные статьи и заметки, связанные с его бизнесом, информация о конкурентах, всевозможная статистика и аналитика, даже его профили в социальных сетях…

    Максим, а почему бы не выкладывать ссылки на найденные материалы о госте, - было бы тоже интересно посмотреть еще и различные дополнительные видео и аудио, а так же интервью с гостем. Ну если гость не против (хотя вроде в открытом же доступе).

  • Статья - просто учебник. Вам, Максим, надо выдать памятник даже не журналиста, а педагога :)))

    Вопрос к Берингову:
    >> Используется экспандер [...] Далее шумоподавление.
    Если Вы сначала экспандируете, а потом применяете шумодав, то где берете маску шума для последнего? о_О Обычно же делают наоборот: с шумом борються ДО каких-либо изменений его амплитуды, иначе шумодав (даже при применении адекватной маски, которую можно снять и до экспандера) грозит криво сработать на стыках экспандируемого и неэкспандируемого региона. Или я чего-то не понимаю?

  • В текст закралась неточность. Сначала борьба с шумом, потом уже экспандер. Спасибо за внимательность

  • спасибо большое за информацию, но для меня это очень тяжело и запутано(((

  • Максим, а почему выбрали для записи резерва MP3 Skype Recorder, а не CallGraph например?

  • MP3 Skype Recorder нашелся просто, сразу заработал и справляется со своей задачей. По сути, большего качества аудио, чем способен отдать Skype, получить в файл не выйдет. Судя по техническим параметрам это 64 kbps 16000Hz. В любом случае спасибо за наводку, попробую CallGraph.

  • Спасибо. Не думал, что все так сложно.
    Давно было интересно узнать, как вы делаете такие качественные подкасты

  • pharino

    Это не сложно. Это профессиональный подход к делу. На выходе качественный продукт, в отличие некоторых других подкастеров, коих и хотелось бы послушать, но не до головной же боли уши напрягать :)

    Хорошая команда у Максима, Молодцы!

  • Все просто - за этим стоит продуманность и каждодневная работа )

blog comments powered by Disqus